Администрация Шипуновского района

Официальный сайт

МО Шипуновский район

Алтайского края

Прокуратура


11.06.2015, Четверг

О порядке рассмотрения органами прокуратуры обращений граждан о нарушении обязательных требований законодательства управляющими организациями, осуществляющими деятельность по управлению многоквартирными домами на основании лицензии

      В соответствии с пунктом 51 части 1 статьи 12 Федерального закона от 04.05.2011 № 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» (далее -Федеральный закон № 99-ФЗ) предпринимательская деятельность по управлению многоквартирными домами подлежит лицензированию.


      Частью 1 ст. 7 Федерального закона от 21.07.2014 № 25:5-ФЗ «О внесении изменений в Жилищный кодекс Российской Федерации, отдельные законодательные акты Российской и признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов Российской Федерации» предусмотрено, что после 01.05.2015 осуществление данной деятельности без лицензии не допускается.
      Одновременно с указанными положениями законодательства частью 7 ст. 20 Жилищного кодекса Российской Федерации с 01.05.2015 введён запрет на осуществление государственного жилищного надзора в отношении управляющий организаций, осуществляющих деятельность по управлению Многоквартирными домами на основании лицензии на ее осуществление.
      Таким образом, в настоящее время Государственной инспекцией в отношении ресурсоснабжающих организаций, товариществ собственников жилья, жилищных кооперативов, иных специализированных потребительских кооперативов, а также при непосредственном управлении собственниками многоквартирным домом осуществляется государственный жилищный надзор, а в отношении получивших лицензию управляющих организаций -} лицензионный контроль.
      Вместе с тем, в законодательном регулировании вопросов осуществлений должностными лицами Государственной инспекции Алтайского края лицензионного контроля в отношении управляющих организаций существует пробел.
      Согласно ч. 1 ст. 196 Жилищного кодекса Российской Федерации к отношениям, связанным с осуществлением лицензионного контроля, применяются положения Федерального закона от 26.12.2008 № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» (далее Федеральный закон № 99-ФЗ) и положения Федерального закона № 99-ФЗ.
      Частью 6 статьи 19 Федерального закона № 99-ФЗ определено, что в отношении лицензиата лицензирующим органом проводятся документарные проверки, плановые проверки и, в соответствии с частью 10 данной статьи, внеплановые выездные проверки.
      Указанной частью 10 статьи 19 Федерального № 99-ФЗ закреплен исчерпывающий перечень оснований для проведения в отношении лицензиата внеплановой выездной проверки (истечение срока исполнения ранее выданного предписания; поступление обращений, информации о фактах грубых нарушений лицензионных требований; истечение срока приостановления действия лицензии; ходатайство лицензиата о проведении проверки в целях установления факта досрочного исполнения предписания; наличие приказа (распоряжения), изданного в соответствии с поручением Президента Российской Федерации или Правительства Российской Федерации).
      Между тем, Положение о лицензировании предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами, утвержденное постановлением Правительства Российской Федерации от 28.10.2014 № 1110 (далее Положение о лицензировании), перечня грубых нарушений лицензионных требований не содержит.
      Учитывая, что большинство обращений, поступающих на разрешение в Государственную инспекцию Алтайского края, связано с фактами ненадлежащего исполнения управляющими организациями условий договоров управления многоквартирными домами, к ним не могут быть применимы в большинстве случаев предусмотренные ст. 19 Федерального закона № 99-ФЗ общие условия для отнесения нарушений лицензионных требований к грубым (возникновение угрозы причинения вреда жизни, здоровью граждан, вреда животным, растениям, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации, а также угрозы чрезвычайных ситуаций техногенного характера; человеческие жертвы или причинение тяжкого вреда здоровью граждан, причинение средней тяжести вреда здоровью двух и более граждан, причинение вреда животным, растениям, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации, возникновение чрезвычайных ситуаций техногенного характера, нанесение ущерба правам, законным интересам граждан, обороне страны и безопасности государства). 
      В этой связи, до законодательного урегулирования вопросов осуществления       Государственной         инспекцией         Алтайского         края лицензионного контроля в отношении управляющих организации предлагается следующий алгоритм рассмотрения поступающих в органы прокуратуры обращений граждан о нарушении обязательных требований законодательства управляющими организациями.
      С учетом системного толкования статьи 196 Жилищного кодекса Российской Федерации, ч. 6 ст. 19 Федерального закона № 99-ФЗ, а также ст. ст. 10 и 11 Федерального закона № 294-ФЗ в отношении управляющей организации -лицензиата должностными лицами Государственной инспекции Алтайского края самостоятельно могут проводиться только документарные проверки внепланового характера по вопросам соблюдения ими обязательных лицензионных требований (ч.ч. 2, 3 ст. 161, ч. 2 ст. 162, ч. 1 ст. 193 Жилищного кодекса Российской Федерации).
      Как правило, внеплановые документарные проверки управляющих организаций проводятся по обращениям, содержащим доводы о неверном начислении платы за предоставленные коммунальные услуги, несогласии с взиманием управляющей организацией платы по строке «прочие расходы», об оспаривании решений общих собраний собственников многоквартирных домов и т.д.
      Поэтому в порядке ч. 3 ст. 8 Федерального закона от 02.05.2006 № 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации» в Государственную инспекцию Алтайского края подлежат направлению только те обращении граждан и организаций на неправомерные действия управляющих организаций, имеющих лицензию, доводы которых в полном объеме возможно проверить в рамках внеплановой документарной проверки, а также обращения на действия ресурсоснабжающих организаций.
      Кроме того, в соответствии с ч. 3 ст. 1 Федерального закона № 294-ФЗ положения указанного Закона не применяются к мероприятиям по контролю, при проведении которых не требуется взаимодействие органов, уполномоченных на осуществление государственного контроля (надзора) и юридических лиц, индивидуальных предпринимателей и на указанных лиц не возлагаются обязанности по предоставлению информации и исполнению требований органов государственного контроля (надзора), органов муниципального контроля.
      При наличии в обращениях граждан доводов, которые могут быть проверены без взаимодействия с управляющей организацией (к примеру, нарушения при обслуживании придомовой территории, иных общедоступных объектов общего имущества, ненадлежащее содержание общего имущества многоквартирного дома и т.д.) и которые содержат признаки состава административного правонарушения, они подлежат направлению в Государственную инспекцию Алтайского края, как органу административной юрисдикции, со ссылкой на положения ст. 28.1 КоАП РФ.
      В дальнейшем, при обнаружении нарушений управляющей организацией лицензионных требований и условий, должностными лицами Государственной инспекции будут применены нормы Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, предусматривающие их право на возбуждение дела об административном правонарушении и привлечение виновных лиц к административной ответственности.
      При этом следует учитывать, что по результатам рассмотрения дела об административном правонарушении должностное лицо, его рассмотревшее, вносит в соответствующие организации и соответствующим должностным лицам представление о принятии мер по устранению причин и условий, способствовавших совершению правонарушения, в порядке, предусмотренном ст. 29.13 КоАП РФ.
      Кроме того, ст. 165 Жилищного кодекса Российской Федерации предусмотрены обязанности органов местного самоуправления по созданию условий для управления многоквартирными домами.
      Часть 1.1 указанной статьи орган местного самоуправления на основании обращения собственников помещений в многоквартирном доме, председателя совета многоквартирного дома, органов управления товарищества собственников жилья либо органов управления жилищного кооператива или органов управления иного специализированного потребительского кооператива о невыполнении управляющей организацией обязательств, предусмотренных частью 2 ст. 162 Кодекса, в пятидневный срок проводит внеплановую проверку деятельности   управляющей   организации.   В   случае,   если   по   результатам указанной проверки выявлено невыполнение управляющей организацией условий договора управления многоквартирным домом, орган местного самоуправления не позднее чем через пятнадцать дней со дня соответствующего обращения созывает собрание собственников помещений в данном доме для решения вопросов о расторжении договора с такой управляющей организацией и о выборе новой управляющей организации или об изменении способа управления данным домом.
      Указанные полномочия не являются муниципальным жилищным контролем и осуществляются органами местного самоуправления независимо от наличия контрольных полномочий.
      В этой связи, соответствующие условиям, указанным в ч. 1.1 ст. 165 Жилищного кодекса Российской Федерации, обращения могут быть направлены в орган местного самоуправления для разрешения с обязательным указанием на направление последними актов проверок с выявленными нарушениями для принятия мер в Государственную инспекцию Алтайского края.
      В остальных случаях обращения граждан о неправомерных действиях управляющих организаций, имеющих лицензию на осуществление предпринимательской деятельности по управлению многоквартирным домом, необходимо принимать для разрешения, при необходимости -направлять в прокуратуру края информацию о необходимости привлечения к проверке должностных лиц Государственной инспекции Алтайского края в качестве специалистов в порядке, предусмотренном п.п. 8-10 распоряжения прокурора края от 29.12.2012 № 1079/7р «О порядке исполнения приказа Генерального прокурора Российской Федерации от 27.03.2009 № 93 «О реализации Федерального закона от 26.12.2008 № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» либо привлекать для проверки специалистов органов муниципального жилищного контроля.
 
Помощник прокурора района юрист 3 класса                                                                Д.Н. Пастухов



все новости
назад